У Молдовы есть не только «приднестровская проблема», но и «гагаузская проблема». Термин «Гагаузия» должен быть исключен. А сама Гагаузская автономия может существовать только до тех пор, пока ее жители говорят на гагузском языке. Такую позицию занимает депутат ПДС, председатель постоянной парламентской комиссии по нацбезопасности Лилиан Карп. Своим видением ситуации депутат от партии власти поделился в эфире передачи «Punctul de azi» на TVR Moldova.
«Большая проблема, которая у нас есть – это не только приднестровская проблема, но и гагаузская проблема, которая должна быть как-то решена, потому что ситуацию, которая сформировалась в Гагаузии, нельзя воспринимать толерантно, в условиях, когда Гагаузия была принята как территориальное и культурное образование, а не как автономное политическое образование. Но все постепенно, понемногу уступали», — заявил Карп.
Помимо того, что Гагаузия из «территориального и культурного образования» переросла в «автономное политическое образование», депутата от партии власти беспокоит и то, что Гагаузия трансформировалась в своеобразную российскую область, где люди общаются на русском языке, и забывают о своей гагаузской идентичности.
По мнению Карпа, гагаузская автономия может существовать только до тех пор, пока ее жители говорят на гагаузском языке, в то время, как общение с Кишиневом должно осуществляться только на румынском языке.
«Мы должны им очень четко сказать: «Ребята, вы можете иметь эту автономию, но до тех пор, пока вы говорите на гагаузском языке». Мы можем выступить с определенными проектами и программами для Гагаузии, но пока вы сохраняете свою культурную и языковую идентичность. Но язык общения – это румынский язык. Другой язык, с административной точки зрения не может существовать», — отметил депутат от партии власти.
Более того, парламентарий от ПДС уверен, что и сам термин «Гагаузия» должен быть исключен, пишет Accent TV.
«А риторика выборов в Гагаузии… в АТО Гагаузии, фактически, термин «Гагаузия» должен быть исключен. Так вот, выборы в АТО Гагаузии показали, что единственной их проблемой было то, что мы говорим на румынском языке. Их не интересовали проблемы, с которыми сталкивается АТО. Их больше всего волновало – тех, которые и слова по-румынски сказать не могут – больше всего их в этой кампании беспокоило, что мы говорим на румынском. А второй момент, который их волновал, что мы – которых большинство в РМ – хотим европейской интеграции», — подытожил Лилиан Карп.