• 84

Александр Стояногло: когда люди 10 лет судятся, говорить об эффективности юстиции просто нельзя

Александр Стояногло: когда люди 10 лет судятся, говорить об эффективности юстиции просто нельзя

Бывший генеральный прокурор и один из лидеров блока „Альтернатива” Александр Стояногло раскритиковал реформу юстиции, проводимую нынешней властью. Он заявил, что партия PAS пришла к власти с популистскими обещаниями — реформировать систему правосудия и бороться с коррупцией, однако на деле эти инициативы завершились провалом.


«Сегодня, наверное, рано еще подводить итоги, но для абсолютного большинства граждан понятно, что это были просто популистские лозунги, которые завершились полным провалом», — отметил Стояногло в эфире программы „По фактам”.


Стояногло отметил, что на реализацию так называемой реформы юстиции за последние четыре года было потрачено порядка 400 миллионов долларов или евро, большая часть которых — средства международных доноров. Однако, по его словам, неизвестно, куда именно ушли эти деньги:


«На так называемую реформу юстиции за последние четыре года потратили 400 миллионов долларов или евро. Понятно, что основная часть — это, наверное, донорские деньги. Никто не знает, собственно, куда эти деньги были израсходованы».


Он добавил, что результатом реформ стало закрытие почти половины прокуратур и судов в стране:


«Теперь, чем завершилась реформа юстиции, могу сказать из того, что я вижу и ощущаю: ликвидирована почти половина прокуратур страны и почти половина судебных инстанций. То есть людей лишили элементарного права обжаловать и находить решение своих проблем. Услуги юстиции — это одна из услуг, которые должно предоставлять государство. И граждане должны к этим услугам иметь доступ, возможности. То, что мы сделали с юстицией, — мы ограничили людей в возможности защиты своих интересов».


По словам Стояногло, в некоторых районах люди вовсе остались без доступа к правосудию:


«Сегодня, допустим, мы ездим по стране. Я знаю, в Вулканештах ни судебной инстанции, ни прокуратуры нет. В Бессарабке — ни судебной инстанции, ни прокуратуры. В Ниспоренах — то же самое. В Кантемире — то же самое. Как люди в этих населенных пунктах должны защищать свои права? Теоретически, из Вулканешт люди должны обращаться в Комрат. Но расстояние между Комратом и Вулканештами почти 100 километров. То есть мы таким образом не просто ограничиваем людей, мы лишаем их права защиты собственных интересов. И это у нас в стране стало нормой».


По мнению политика, суть реформы юстиции должна была быть совсем иной — направленной на деполитизацию и повышение эффективности:


«А на самом деле всё очень просто. Потому что вся так называемая реформа юстиции должна сводиться к трём простым вещам. Первое — деполитизация всего этого процесса. Что это означает? Что и законодательный процесс, и работа институтов власти не должны происходить по политическим критериям, а должны исходить из реальной ситуации, которая есть в стране. В чём была проблема юстиции? В её неэффективности».




Актуальное